Травление на цветных изделиях

июля 5, 2010

Травлением на цветных изделиях (накладном стеке) на разную глубину в различных местах рисунка получают различные тона, а в многослойных изделиях — даже разные цвета и их комбинации. Рельефность рисунка усиливается протравливанием его фона до слоя бесцветного стекла, который обычно находится под цветными слоями, и дальнейшим матированием наружной и внутренней поверхностей изделия. В травленых рисунках на накладном стекле сочетается работа живописца-художника и травильщика.

В качестве защитных покрытий используют те же материалы, что и при переводе рисунков. Чтобы покрытие было заметным на фоне цветного стекла, в состав покрытия добавляют сажу, черный асфальтовый лак. Рисунки протравливают концентрированной плавиковой кислотой. После первого травления лак смывают и проверяют четкость контуров оставшихся нетронутыми участков стекла. Затем защитное покрытие наносят на те места, которые должны сохранить исходную интенсивность окраски, и протравливание повторяют. На некоторые участки защитное покрытие можно наносить очень тонкими слоями, частично пропускающими кислоту. Таким способом можно получить смягченные и полутоновые переходы. Комбинируя приемы, получают сложные полутоновые рисунки.

Рабочее место для травления художественных рисунков организуют следующим образом. Четыре изделия 4 одновременно подвешивают на деревянные стержни 1, укрепленные на конце деревянного верстака, прилегающего к рабочему месту. Плавиковая кислота находится в кислотоупорном сосуде 2. Поворачивая одной рукой изделие, другой рукой рабочий с помощью кисти 3, которую он периодически окунает в сосуд 2, смачивает и натирает обрабатываемую поверхность изделия. Обработав одно изделие, мастер переходит к следующему; обработав последовательно все изделия, вновь возвращается к первому.

Комметирование закрыто now!